Сегодня вся страна отмечает 200 лет со дня рождения Александра Островского, великого русского драматурга. Александр Николаевич написал 49 пьес, стал соавтором еще 6 пьес, перевел на русский 40 произведений Шекспира, Сервантеса, Гольдони, Кальдерона и других знаменитых писателей.
Идеи для своих пьес Островский часто черпал в историях из реальной жизни. Источником вдохновения для него служили также исторические и фольклорные сюжеты. Одно из самых известных его произведений — «Гроза». Именно благодаря этой пьесе в обиход вошло слово «самодур». В тексте «Грозы» драматург объяснил его так: «Самодур это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое». В одной пьесе Островскому удалось создать целую галерею персонажей, которых можно назвать самодурами и которые руководствуются в своем поведении и отношении к другим людям исключительно личным произволом.
«Гроза» считают вершиной творчества Александра Островского. Спектакли по этой пьесе и сегодня идут по всей стране: в БДТ им. Товстоногова, в Театре Вахтангова, в Театре на Васильевском, в Театре Акимова, в «Сатириконе» и Электротеатре «Станиславский», Театре им. Моссовета… Но театральные постановки «Грозы» можно увидеть не только на подмостках, но и онлайн. Прямо сейчас предлагаем вашему вниманию шесть сценических прочтений этой драмы, которые были созданы в разные годы на сценах отечественных театров.
Источник: портал Культура РФ.
«Гроза», Тверской театр юного зрителя
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, а также конфликт социальной драмы и личной трагедии.
Режиссер Вероника Вигг о спектакле: «У каждого из нас есть своя собственная гроза. Не атмосферное явление, а событие, которое навсегда изменило нашу жизнь. После «гроз» человеческие судьбы уже никогда не будут прежними. Гроза может сделать нас мудрее или слабее, страшнее или терпимее». Смотреть по ссылке.
«Гроза», Калужский областной театр юного зрителя
Спектакль, поставленный Михаилом Визговым по пьесе Александра Островского «Гроза» — главная премьера 56-го сезона Калужского областного театра юного зрителя. Произведение считается одной из вершин драматургии автора, остается актуальным по сей день и вызывает интерес у всех, кто интересуется русской культурой.
Постановка дает шанс по-новому взглянуть на купеческую жизнь XIX века в России, на человеческое предназначение, борющееся с безропотным согласием на моральную грязь. В произведении поднимаются вопросы: Как не скатиться в бездну страстей и пороков, оставшись верным себе, своим мечтам? Как сохранить прочность устоев того мира, в котором ты живешь, отыскав свое место среди его обитателей? Смотреть по ссылке.
«Гроза», Государственный ордена Дружбы народов академический театр драмы им. В. Савина
Академический театр драмы им. В. Савина представляет драму «Гроза» по пьесе Александра Островского в постановке Сергея Федотова, которая прошла в рамках премьеры 91-го театрального сезона.
Автором сценографии и костюмов к «Грозе» стала художник театра им. В. Савина Анна Репина. Как того требовал режиссерский замысел, она воссоздала город Калинов из позапрошлого века тихим, деревянным, маленьким — здесь нет места и все друг у друга на глазах. В таком Калинове действительно некуда деться, а свобода там — за обрывом над широкой Волгой, под огромным ясным небом.
Смотреть по ссылке.
«Гроза», Театр имени Евгения Вахтангова
«Гроза» — самая знаменитая драма Александра Островского. Многие до сих пор считают ее одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии. Как отметил журналист Григорий Заславский («Ведомости»), у режиссера Баялиева получился спектакль сильных женщин и слабых мужчин, как и у Островского. Роль Кабанихи исполняет Ольга Тумайкина, которая многим знакома по скетч-шоу «Женская лига», фильмам «Елки», «Чудеса в Решетове», «Непридуманная история» и другие. В спектакле много сильных красивых сцен. И заканчивается он иначе, чем в пьесе Островского. Постановка заканчивается несколько раньше событий, описанных в пьесе драматурга. Катерина уходит в одну сторону, с другой появляется стройная группа, выходит, останавливается, поворачивает головы в сторону зрителей. Становится понятно, что Катерине с ними не жить, даже если бы она не приняла своего решения. В отличие от Островского режиссер оставляет в памяти зрителей ее живую, прощающуюся с жизнью, но все равно живую.
Смотреть по ссылке.
«Гроза», Мичуринский драматический театр
По мысли режиссера, история «Грозы» и сегодня может вызвать сильный отклик: «И сегодня есть такие же Кабанихи, которые раньше были купцами, а сейчас стали бизнесменами. За суетой они теряют человеческие качества и просто перестают слышать близких, любить и быть искренними, добрыми. Это история семьи, когда молодая женщина до последнего держится за нелюбимого мужа. Но он уходит, даже не поцеловав ее и не захотев выслушать. А она отчаянно кидается в свою придуманную историю». Диалоги Островского режиссером (она же — автор музыкального оформления спектакля) положены на современную музыкальную партитуру. Колокола здесь звонят по всем, «отбивая» трагическую поступь трагического сюжета. И здесь режиссер опирается на Пушкина, который говорил, что важен не реквизит, не костюмы далекого времени, а передача конфликта и трагедии.
Смотреть по ссылке.
«Гроза», Государственный академический Малый театр России. Основная сцена
Выдающийся актер и режиссер Борис Бабочкин думал о постановке драмы А. Н. Островского задолго до того, как решил взяться за нее. Еще в 1962 году он написал большую статью, в которой подверг критике дореволюционные модернистские спектакли, и те, что были поставлены в пятидесятые — шестидесятые годы, его строгая и бескомпромиссная критика коснулась не только спектакля Н. Охлопкова, но и родного Малого театра (пост. 1962 г.).
Размышляя над тем, какой он сам видит постановку «Грозы» в русле традиции, а не сомнительного новаторства, как уточняет Б. Бабочкин, самым главным режиссер считает определение конфликта в пьесе Катерины и Кабанихи. Вот на чем акцентирует в своих полемических записках Б. Бабочкин внимание: «Отношения Кабанихи и Катерины — это непрерывный поединок, который ведется с переменным успехом. В этом поединке Кабаниха довольно часто бывает вынуждена отступить. Держась более чем скромно, Катерина не уступает ей ни в чем. Первое же их столкновение в первом действии кончается отступлением Кабанихи. Начав разговор со слов «сохрани господи… снохе не угодить» она сознательно и упорно старается оскорбить Катерину, но своими разумными, логическими репликами Катерина ставит Кабаниху в безвыходное положение, и Кабаниха с трудом из него вывертывается, переводя разговор на другую тему, пытаясь разжалобить сноху возможностью своей близкой смерти».
Бабочкин также отвергает те трактовки «Грозы», которые решались в жанре «религиозно-нравственной мелодрамы в русском стиле». Режиссер настаивал на том, что Катерина не блаженная, не кликуша, а, напротив, принимает жизнь, изначально по природе резвая, веселая. Играя Катерину, полагал Бабочкин, нужно находить в образе не исключительные, а обыкновенные черты молодой русской женщины.
Спустя двенадцать лет после написания этой статьи Бабочкин приступит к постановке «Грозы». На роль Катерины он пригласит актрису Людмилу Щербинину, на которую обратит внимание сразу после того, как та окончит в 1966 году ВТУ им. М.С. Щепкина.
Смотреть по ссылке.