Взаимодействие стран БРИКС в театральной сфере стало темой экспертной дискуссии на Форуме - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Взаимодействие стран БРИКС в театральной сфере стало темой экспертной дискуссии на Форуме

17.09.2024
В рамках тематической секции «Театр» X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур состоялась панельная дискуссия «Потенциал и форматы театрального взаимодействия России и стран БРИКС». Представители России, Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, ОАЭ, Ирана, Египта, а также других стран обсудили способы взаимодействия театров, образовательных учреждений и продюсерских центров стран БРИКС.


На ключевой площадке деловой программы X Санкт-Петербургского форума объединенных культур прошла панельная дискуссия «Потенциал и форматы театрального взаимодействия России и стран БРИКС». Спикеры из России, Бразилии, Индии, Китая, ЮАР, ОАЭ, Ирана, Египта, а также других стран обсудили способы взаимодействия театров, образовательных учреждений и продюсерских центров стран БРИКС. В контексте дискуссии как инструмент сотрудничества рассматривались копродукции, фестивали, обмен образовательными методиками и информационно-просветительская деятельность, обсуждалась возможность использования экономического подхода для построения более эффективного взаимодействия

Модератором панельной дискуссии выступил куратор секции «Театр», художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов. Участие в обсуждении приняли специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, профессор Ахмедабадского университета (Индия) Дипан Сивараман, президент Национального драматического театра России (Александринского театра) Валерий Фокин, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа Григорий Заславский, иранский режиссер и театральный деятель Бехруз Гарибпур, руководитель отдела графического дизайна Государственного театра в Йоханнесбурге (ЮАР) Катлехо Мофоло, художественный руководитель Armazém Theatre Company (Бразилия) Паоло Мораес, режиссер, театральный деятель Египета Халед Галал, генеральный директор Международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова Карина Цатурова, художественный руководитель Государственного русского драматического театра им. К. С. Станиславского (Армения) Карен Нерсисян, художественный руководитель Бишкекского театра им. Ч. Айтматова (Кыргызстан) Вячеслав Виттих, директор Минского областного драматического театра (Беларусь) Елена Соколовская, руководитель Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова (Казахстан) Фархад Молдагали, художественный руководитель театра г. Феррары (Италия) Мони Овадия, генеральный директор Большого театра Беларуси (Беларусь) Екатерина Дулова, министр культуры Джибути Хибо Мумин Ассове и заместитель директора театра «Астана Балет» (Казахстан) Валерий Кузембаев.

Открыл беседу Михаил Швыдкой, подчеркнув, что Россия готова к взаимодействию в культурной области со всеми участниками БРИКС, однако важно найти новый подход к сотрудничеству артистов из разных стран: «Важно понять, с кем мы готовы вступать во взаимодействие. Для работы нам необходимо составить специальную программу. Если мы будем просто ориентироваться на культурные программы, тогда будет один пианист из Китая, один артист из Индии, один художник из Бразилии. В странах, в которых нет большого рынка, нужно разрабатывать другие вещи. Унифицировать здесь не удастся, поэтому мне приходится обращаться к экономическому подходу. Без него мы ничего не сможем сделать. Там, где есть рынок, работают одни механизмы. Например, Арабские Эмираты готовы принимать новое драматическое искусство, в Бразилии театры все также готовы к сотрудничеству».

Карина Цатурова вспомнила о театральном опыте России на международном уровне: «В 2006 году у нас был русский театральный сезон в Бразилии, сразу в пяти городах. В 2001 году на Чеховском фестивале прошел примечательный бразильский сезон. Заметим, что во время Чеховского фестиваля проходили семинары и мастер-классы для молодых участников. В будущем нас ждет фестиваль во Владивостоке с китайскими коллегами. Практически каждый день мы получаем предложения о сотрудничестве в разных уголках мира».

В свою очередь Владимир Фокин высказался за сотрудничество отечественных и зарубежных театров при помощи нетрадиционного плана: «От имени Александрийского театра я готов предложить всем участникам БРИКС совместное взаимодействие с копродукциями. Так мы сможем добиться новых высот».

Высказать свое мнение об отличительных чертах построения взаимоотношений между Россией и Ираном решил и режиссер Бехруз Гарибпур. По его мнению, при развитии отношений в области культуры нужно стремиться к взаимности и учитывать культурное наследие обеих стран: «Иран и Россия — очень близкие страны. Но при этом мы мало что знаем друг о друге. Мне пришел в голову образ: Россия и Иран, словно два дома, в которых небольшая перегородка, но достаточно взглянуть поверх нее — и все станет видно. Еще 100 лет назад женщины в Иране не могли писать, играть в театре, танцевать. Я от всей души желаю благоприятного сотрудничества Ирану и России».

Также было отмечено, что Россия планирует усиливать сотрудничество с ЮАР. Ккатлехо Мофоло обозначил театр как наиболее продуктивную форму такого сотрудничества: «Экономическая деятельность остается активной независимо от вашего умственного или эмоционального состояния. Основа деятельности людей происходит во времени и пространстве, позволяя ценить суверенитет и достигать глобального мышления. Это преимущество, что театр как раз является живым и от него можно получать наслаждение. Театр — внутренний мир, который захватывает эмоции в очень необычной манере, потому что он непосредственен и может комментировать исключительные вопросы, способствуя эмоциональному благополучию и здоровью».

Подытоживая панельную дискуссию, Евгений Миронов обратил внимание, что для культурного сотрудничества стран БРИКС нужно не только обсуждать острые вопросы, но и своевременно их решать. Куратор секции «Театр» предложил стремиться к совместному профессиональному языку, чтобы театральные коллективы со всего света понимали друг друга. Для этого, по мнению Евгения Миронова, сперва нужно приложить силы к созданию совместных информационно-просветительских мероприятий, а также организовать обмен методами образования.