Создание привлекательного контента о проектах в сфере культуры и искусства обсудили на Форуме - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Создание привлекательного контента о проектах в сфере культуры и искусства обсудили на Форуме

14.09.2024
На площадке X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Медиаландшафт в сфере культуры и искусства: создание притягательного контента». В ходе обсуждения эксперты обсудили работу медиа с культурной повесткой: возможности, которые предоставляют классические СМИ и социальные сети, но не выделили универсального подхода, гарантировано привлекающего интерес аудитории к проектам в сфере культуры и искусства.


Круглый стол «Медиаландшафт в сфере культуры и искусства: создание притягательного контента» вошел в программу тематической секции «Музыкальная культура», кураторами которой выступили генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова и российский пианист-виртуоз, народный артист России Денис Мацуев.

В круглом столе приняли участие заместитель генерального директора ВГТРК – главный редактор главной редакции ЭСМИ «Телеканал «Россия-Культура» Сергей Шумаков, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман, генеральный директор и главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов, телеведущая, автор и режиссер документальных фильмов Ника Стрижак, руководитель группы «Культура и искусство» «ВКонтакте» Денис Казаков, а также заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург» Ольга Разина. Модератором дискуссии выступил телеведущий и продюсер, директор Александринского театра Александр Малич.

Участники обсуждения не смогли прийти к однозначному ответу на вопрос, какие формы подачи информации о событиях, персонах и фактах культурной жизни способны привлекать большее количество аудитории, однако обменялись своими взглядами и подходами к решению этой проблемы в условиях современного медиапространства.

Сергей Шумаков обратил внимание на то, что телеканалы, посвященные культуре, на протяжении многих лет смотрит небольшая, но устойчивая группа зрителей, доля которой обычно не превышает 2% от их общего числа. Тем не менее, по личному ощущению спикера, в последние два года аудитория того же телеканала «Россия. Культура» увеличилась. Сам он находит этому объяснение в стремлении людей «найти комфортную среду» и «спрятаться» от тревожной реальности. В то же время, указал Шумаков, именно актуализация культурной повестки в медиа через обращение, например, к теме войны могла бы с большой вероятностью привести к отклику аудитории, повышению ее интереса к телепередачам и другому медиаконтенту культурной тематики. Кроме того, в освещении культурной жизни важно выходить за пределы узкого понимания культуры как «культуры художественной». «А физкультура – не культура? А военная культура, военные традиции? И совсем уже, прошу прощения, дикий вопрос: а агрокультура?» – обратился спикер к присутствующим в зале.
Михаил Гусман в своей речи подчеркнул важность культурной сферы для сплочения людей перед всевозможными кризисами и конфликтами, указав на неслучайную параллель в названии Форума со словосочетанием «Объединенные нации»: «Не могут существовать объединенные нации без объединенных культур. Именно культура является тем связующим фактором, который есть единственное, что в наш популярный век и может спасти их». Спикер обозначил потребность общества в «людях культуры», поскольку именно они помогают сохранять, приумножать национальное и мировое наследие, а на этой базе выстраивать диалог наций даже в самых сложных геополитических обстоятельствах.

Денис Казаков рассказал о том, как культурные проекты получают развитие через освещение в социальных сетях и какие возможности для этого последние предлагают. «На данный момент во „ВКонтакте“ более 200 тыс. сообществ в сфере культуры и искусства, наша задача – масштабировать эти направления и привлечь как можно больше внимания молодежи. Сейчас в ВК есть большой инструментарий, доступный для всех – это вертикальный, горизонтальный контент, подкасты, опросы, статьи и многое другое. Все это уже доступно и используется в учреждениях культуры. Мы работаем с федеральными и региональными игроками, работаем с частными институциями, с авторами, выполняя социальную функцию и организуя вместе с учреждениями культуры социальные проекты. В этом году мы расширили грантовую программу ВК в сфере искусства: запустили денежные гранты для учреждений культуры, чтобы театры, музеи, концертные залы, выставочные залы могли создавать качественный контент для своей аудитории», – рассказал Казаков.

Ольга Разина уделила внимание отличию захватившего сеть видеоформата от классических телевизионных программ: «Именно произведения, созданные профессионалами, способны по-настоящему масштабировать аудиторию наших музеев и наше значение культуры, которое мы хотим донести». Она обратила внимание на популярность у петербургских зрителей программ, отражающих облик их города, и отметила, что культура в Северной столице выступает «градообразующим фактором», благодаря чему у продюсеров и режиссеров никогда не возникает сложностей с поиском тем для создания контента.

Ника Стрижак обратила внимание на проблему приоритизации культурной тематики в медиа, а именно закрепившейся практики выделять место для соответствующих публикаций и программ «по остаточному принципу» – в виде последней полосы или заключительного блока в выпуске новостей, не самых удобных для аудитории временных слотов в программной сетке вещания. Для привлечения внимания публики журналист предложила ориентироваться прежде всего на профессиональный подход в создании контента: поиск новых тем и ракурсов, интересное и грамотное изложение материала, максимальное соответствие современным техническим стандартам в «картинке» и «звуке».

Кирилл Смирнов поделился опытом «Петербургского дневника» не только как информационной площадки, но и как организатора различных событий в сфере культуры – таких, как многолетний городской проект «Поющие мосты». «Мы делаем разные трек-листы в зависимости от событий, инфоповодов. На прошлых выходных мы посвятили разведение Дворцового моста траурной дате начала блокады Ленинграда. И вы знаете, когда голосом Галины Вишневской запел Дворцовый мост, это был „Вокализ“ Рахманинова, – то абсолютное большинство тех, кто пришел на мероприятие (это были в основном жители других регионов нашей страны, которые приехали в Петербург погостить, посмотреть, как это происходит, как Дворцовый мост разводится) до этого все громко что-то обсуждали, а в этот момент все замолчали и просто смотрели на мост, на видеопроекцию, которая на нем воспроизводилась. Мне кажется, это тоже элемент погружения наших гостей в петербургскую культуру. И отрадно, что средства массовой информации участвуют в этом погружении», – отметил Смирнов. Также он рассказал о документальных проектах его издания о Петербурге и петербуржцах, большинство которых имеют десятки тысяч просмотров благодаря взаимодействию с соцсетью «ВКонтакте», и возрожденной традиции футбольных матчей с участием команд журналистов, артистов театров, депутатов.