Профессиональные стандарты блогеров и классических медиа, а также этику использования ИИ обсудили на Форуме - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Профессиональные стандарты блогеров и классических медиа, а также этику использования ИИ обсудили на Форуме

16.09.2024
Выработку этических стандартов использования искусственного интеллекта в СМИ, профессиональный кодекс для блогеров, а также журналистскую этику при освещении культурных мероприятий обсудили в рамках тематической секции «Медийная культура» X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур.


На площадке юбилейного Форума объединенных культур в Главном штабе Эрмитажа прошла панельная дискуссия «Медийная культура: границы дозволенного». На ней эксперты в сфере медиакультуры, представители средств массовой информации России, Белоруссии, Азербайджана и Турции обсудили журналистскую этику при освещении культурных мероприятий, выработку в СМИ этических стандартов для искусственного интеллекта. Также были затронуты вопросы выработки профессионального кодекса для блогеров и взаимодействия СМИ и культуры.

В дискуссии приняли участие декан факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Елена Вартанова, заместитель главного редактора «Российской газеты» Ядвига Юферова, заместитель генерального директора ВГТРК — главный редактор Главной редакции ЭСМИ «Телеканал «Россия-Культура» Сергей Шумаков, директор — главный редактор издательского дома «Беларусь сегодня», заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Дмитрий Жук, генеральный директор агентства международной информации Trend (Азербайджан) Ильгар Гусейнов, руководитель московского представительства информационного агентства «Анадолу» (Турция) Али Джура. Модератором дискуссии выступил куратор секции «Медийная культура», первый заместитель генерального директора информационного агентства ТАСС Михаил Гусман.

Как отметила во время дискуссии Елена Вартанова, отечественная журналистика и медиа всегда были частью российской идентичности, они ориентированы на сохранение духовно-нравственных ценностей. «Миссия журналистики в России традиционно понималась как служение своей стране, государству, народу, проживающему на территории страны, выполнение широкого спектра функций, среди которых особенное значение всегда имели просветительская и информационная. Миссия подразумевала фиксацию и осмысление исторического опыта разных периодов жизни нашей страны, сохранение духовно-нравственных ценностей и культурного наследия общероссийской идентичности. Говоря о журналистике, мы говорим о культуре», — сказала она.

 

В современной медиасреде, по мнению Елены Вартановой, назрела необходимость формирования профессионального стандарта для блогеров. «Цифровые медиа, соцсети, блогеры должны стать частью культуры. Надо возложить на них ответственность. Сейчас идет новая история — обсуждается кодекс чести блогеров. Мы должны с ними разговаривать и договариваться. И пора уже признать, что журналисты в этой среде остаются бесспорными профессионалами, как бы их ни критиковали. Должны быть рамки образования, должны быть рамки профессионального стандарта. И не только с точки зрения законов, а какой-то корпоративной договоренности», — считает она.

Дмитрий Жук в своем выступлении развил мысль о миссии журналиста: «Он должен уметь делать одну простую вещь: рассказать, как живут и что делают люди в его стране и других странах, не исказив суть событий и отношения тех людей, которые являются участниками». По его мнению, «границы дозволенного» в СМИ должна определять аудитория.

Ильгар Гусейнов рассказал, что в Азербайджане у журналистов — большое поле для деятельности в сфере культуры. Но при этом необходимо, чтобы в журналистике работали люди с хорошим образованием, которые умеют быть конкурентноспособными. Журналисты должны уметь противостоять потоку информации из соцсетей, которая не всегда достоверна. Нужна система борьбы с фейками.

На эту проблему указал и Али Джура. По его словам, в Турции широко используются социальные сети, и в этих каналах существует огромное количество дезинформации, но аудитория не всегда может ее вовремя распознать. Эксперт считает, что это сфера ответственности средств массовой информации: «Под влиянием СМИ дискриминация, неравенство между мужчинами и женщинами, разжигание ненависти, исламофобия, ксенофобия достигла своего пика в последние годы. Возникла необходимость в новых подходах в СМИ к решению этих проблем».

Подводя итоги дискуссии, Михаил Гусман отметил, что культурные события, достижения в сфере искусства тесно связаны с медийным пространством и СМИ, а большая часть молодежи воспринимает культуру именно через медийное преломление. «Куда бы ни простирались твои интересы (кинокритик, театральный критик и т. д.), человек, существующий в профессиональном медийном пространстве, должен быть глубоко культурным человеком. Это базовая ценность для любого, кто занимается нашим делом», — подчеркнул куратор секции «Медийная культура» Михаил Гусман.