Итоги тематической сессии «Музеи» - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги тематической сессии «Музеи»

17.11.2023
Спикеры обсудили механизмы защиты музеев, их работу в условиях военных действий, а также острые проблемы, с которыми музеи встречаются сегодня.

 

Участникам тематической сессии «Музеи» было предложено обсудить, как сохранять и восстанавливать музейное взаимодействие в сложных политических условиях. В сессии приняли участие руководители музеев и представители международных организаций по охране памятников из России, Китая, Сирии, Египта, Омана, Бахрейна, Кот-д’Ивуара. Куратором и модератором тематической сессии выступил директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев Михаил Пиотровский, который озвучил волнующую многих представителей и деятелей культуры проблему и ее причины:

«Мы всегда говорили о том, что лучшие мосты культуры — это музеи: они выше политики и будут разрушены последними. На самом деле, их стали разрушать, как только мировая обстановка обострилась, и с разных сторон. Поэтому мой вопрос, нужны ли нам вообще мосты культуры, если они так взрываются. И, если нужны, как мы будем их сохранять и как восстанавливать? Потому что в некоторых ситуациях остались уже не мосты, а только опоры. И при этом такие ситуации достаточно широкие, они никак не связаны с Россией — во всем мире есть десятки стран, с которыми нет культурных связей или они очень осложнены».

Отдельно Михаил Пиотровский предложил обсудить деятельность музеев и спасение памятников в условиях военных действий. Символом международного сотрудничества по спасению памятников директор Эрмитажа назвал Пальмиру.

В общей сложности в результате военных действий в 13 сирийских провинциях пострадали 32 музея, при это удалось спасти около 30 тысяч предметов искусства, которые пытались направить на «черный рынок». Такие данные озвучил в своем выступлении генеральный директор Дирекции древностей и музеев Сирии Назир Аввад. Он рассказал о мерах, которые предпринимаются для спасения памятников, о международном сотрудничестве в этой сфере и о планах по открытию музеев по мере улучшения ситуации.

Об участии Национального музея Омана в реставрации национального музея в Пальмире рассказал генеральный секретарь Национального музея Султаната Оман Джамал Его Превосходительство Джамал ал-Мусави. Так, в следующем году планируется открыть два зала. Вместе с Эрмитажем и другими партнерами из России Национальный музей Омана намерен восстанавливить ряд памятников в древнем городе. Также спикер подчеркнул важность международного сотрудничества в этом вопросе:

«В следующем году мы приступим к восстановлению сирийских музейных предметов, которые пострадали в последние годы, в контексте второго этапа этих работ. Для этого предметы будут доставлены из Дамаска в Маскат».

На сессии шла речь о значимости музейных обменов выставками, сотрудничества в научной деятельности. Эту тему поднял директор Дворца-музея в Пекине (КНР) Ван Худонг.

О планах проведения выставок в Китае в 2024-2025 годах сообщила на сессии генеральный директор Русского музея Алла Манилова. В частности, музей планирует показать коллекцию русского авангарда в Шанхае: «Сегодня мы видим колоссальный интерес китайских музеев, китайских регионов к русскому искусству, и сейчас мы достигаем договоренности с Шанхаем, с Пекином о выставках в 2024 году и в 2025 году — очень крупных выставок наших шедевров, в том числе нашей блистательной коллекции русского авангарда, которую скорее всего удастся показать в Шанхае уже в следующем году». В то же время, по ее словам, интерес к русскому искусству сохраняется не только в дружественных странах:

«С 2015 года был филиал в Испании — Русский музей в Малаге. Этот филиал был безупречно успешным. Он был самым востребованным в регионе. В 2022 году мы в связи с известными событиями вывезли все культурные ценности из тех стран, которые включились в беспрецедентный санкционный режим в отношении Российской Федерации. Но Испания не закрыла этот музей как культурный центр русского искусства. Нашей коллекции там нет уже полтора года, но люди верят, что она вернется. И никто не вешает замок на эту дверь. Там происходят события, демонстрируются фильмы, есть мультимедийные выставки. Музей до сих пор позиционирует себя как центр русской культуры, которая должна туда вернуться».

Подводя итог дискуссии, Михаил Пиотровский отметил, что необходимо развивать новые формы взаимодействия в сфере музейного дела и сохранения памятников культуры и искусства.