Итоги тематической сессии «Медийная культура» - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги тематической сессии «Медийная культура»

17.11.2023
Во время тематической сессии обсуждались основные тренды в современных культурных медиа, создание нового музейного опыта и масштабирование театрального искусства.


Участие в ней приняли директор Евразийского бюро Медиакорпорации Китая Ван Бинь, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Елена Вартанова, генеральный директор телеканала CBC (Азербайджан) Вугар Халилов, издатель газеты «Русия днес — Россия сегодня» Светлана Шаренкова. Модератором дискуссии и куратором сессии выступил первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Гусман.

«В современном обществе роль медиа как института, который отражает культурные процессы, ретранслирует их обществу, чрезвычайно важна. Информация о культуре приходит сегодня из самых разных источников. Другой вопрос — как отражаются культурные процессы в медиа. Знаменитое выражение наркома здравоохранения Семашко о том, что «без санитарной культуры нет культуры вообще», я бы сейчас перефразировал и сформулировал так: без медийной культуры нет культуры вообще», — подчеркнул в ходе пленарной дискуссии Михаил Гусман.

Одну из ключевых проблем в медиапространстве сегодня четко обозначила Елена Вартанова. По ее мнению, несмотря на то что русская журналистика по своей сути неотделима от культурных процессов страны — сегодня она потерялась среди высказываний тех, кто к в действительности не имеет к журналистике никакого отношения.

«Российская журналистика родилась в XIX веке, в толстых литературных журналах, в виде литературно-художественной и театральной критики, в виде публицистики, которая, возможно, была одновременно и ее началом, и высшей стадией. У нашей журналистики — самые культурные корни. И она не умерла. Она затерялась в том информационном шуме, который начали производить те, для кого мы в науке придумали термин «неинституциональные авторы», — сказала декан факультета журналистики МГУ.

С такой постановкой вопроса согласился в свою очередь и Вугар Халилов, настояв на том, что одной критикой современных социальных площадок сложившуюся ситуацию не исправить — нужны действия.

«Да, сейчас у нас есть блогеры, иногда это непрофессиональные хулиганы, у которых очень много подписчиков - они уже реальность и даже конкуренция. Но нам нужно думать над тем, что мы можем им противопоставить. Это особенно актуально, когда искусственный интеллект с каждым днем наступает — любой дилетант завтра может быть «профессионалом», но и то лишь на короткой дистанции», — сказал Халилов.

Как заметил Ван Бинь в своем выступлении, сфера ИИ — довольно молодая отрасль, успеха и процветания которой желает для себя, пожалуй, каждая развитая страна. Однако, по мнению китайского гостя, к этой практике нужно подходить с большой осторожностью.

«У нас была попытка создания большого количества виртуальных ведущих на основе ИИ, но пока эта практика не распространяется всесторонне. ИИ для нас — это светлое будущее, но путь к нему очень долгий, и прежде нам стоит определить всю степень ответственности. Также нужно проработать множество правовых аспектов», — отметил директор Евразийского бюро Медиакорпорации Китая.

Кроме того, спикеры отметили, что с активным развитием цифровых технологий важно правильно выбрать лучше подходы музеев к коммуникации в цифровом пространстве на дискуссии «Смартфоны, медиа и молодежь: создание нового музейного опыта». Один из примеров представила генеральный директор Третьяковской галереи Елена Проничева. Она рассказала о проекте «Место встречи с искусством», который показал возможность другого подхода, работая с целевой аудиторией. В результате реализации данного проекта контент музея в соцсетях дополнительно привлек порядка семи миллионов просмотров. В то же время 150 тысяч пользователей посмотрели виртуальную экскурсию и около шести тысяч человек пришли в Третьяковскую галерею очно. Особе спикер отметила, что порядка 23 % пользователей проекта — молодежь в возрасте от 18 до 20 лет, аудитория, при работе с которыми важно правильно выбрать язык коммуникации.

«Если говорить о цифровизации музейного контента, здесь музей закрывает невероятно важное направление своей деятельности — образовательно-просветительское. Сюда можно отнести проект «Лаврус». Это платформа, которую мы часто используем для продвижения научных знаний. Часто вокруг художников и их картин ходит много легенд, но именно на таком портале можно получить правильный, верифицированный контент», — подытожила Елена Проничева.