Итоги сессии «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры». День 1 - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги сессии «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры». День 1

16.11.2023
На площадке Санкт-Петербургского международного культурного форума — Форума объединенных культур прошла сессия «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры». В рамках пленарной дискуссии участники обсудили, как найти баланс между использованием искусственного интеллекта для творчества и сохранения человеческой уникальности в искусстве и культуре, как создать среду, где ИИ дополняет человеческие способности, а не заменяет их.


В ней приняли участие специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, советник президента РФ, председатель Совета при президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков и другие.

Михаил Швыдкой счел целесообразным создание странами БРИКС, ШОС и СНГ комиссии, регулирующей развитие искусственного интеллекта. В настоящее время, по его мнению, искусственный интеллект не представляет угрозы для общества, так как очень слабо развит, но в будущем ситуация может измениться:

«Одна из самых серьезных проблем — мы можем пропустить момент, когда объект — искусственный интеллект, с которым мы работаем, станет субъектом. Этот момент, который мы можем не уловить. Хорошо бы создать в рамках этого форума комиссию БРИКС, СНГ, ШОС, связанную с проблемами регулирования искусственно интеллекта».

Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой отметил, что герои русских сказок уже активно пользовались искусственным интеллектом, чтобы кто-то выполнил их работу.

«Если говорить о фантастах, которые задолго до появления искусственного интеллекта его предрекали, и в разных формах описывали, еще раньше были, например, русские сказки. Герои русских сказок бесконечно пользовались различными формами искусственного интеллекта. Им все время хотелось, чтобы кто-то за них выполнил какую-то невыполнимую работу. <…> Горшочек, вари, или скатерть-самобранка, и появляется что-то такое, что тебе нужно из ниоткуда. Или сейчас популярный фильм «По-щучьему велению, по моему хотению». Я захотел, а щука сделала. Вот щука — тоже своего рода такой искусственный интеллект, она, в общем, способна на очень многое. Чаще всего — это почти невыполнимые задания», — сообщил Толстой.

На панельной дискуссии «Ценности — традиционные инструменты — новые: популяризация культуры в видеоиграх», которая прошла в рамках тематической сессии «Искусственный интеллект — угроза или благо для культуры», эксперты сошлись во мнении, что видеоигры — незаменимый инструмент в продвижении и популяризации традиционной культуры. Вместе с тем начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков отметил, что видеоигр высшей категории, которые имеют экспортный потенциал, в России пока нет:

«У нас пока своих отечественных игр категории ААА вообще нет, ни одной. Поэтому у нас пока ничего не хватает. Мы только еще подходим к тому, чтобы выпустить эти большие премьеры. Я говорю именно про игры высшей категории, которые имеют, в том числе, и экспортный потенциал».

Новиков подчеркнул, что игровая индустрия имеет огромную аудиторию и в мире, и в России. Поэтому производить видеоигры особенно важно для правильного отражения отечественных ценностей.

«При этом, если мы сами не будем заниматься производством видеоигр, тогда получается, что эта вся огромная аудитория, прежде всего молодого поколения, но не только, будет потреблять этот продукт, произведенный кем-то из-за рубежа с другими культурными кодами, с другими ценностями, иногда с другим прямо противоположным вообще нашей культуре сценарием поведения», — объяснил Новиков.

Независимый игровой продюсер, один из учредителей Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Вячеслав Макаров сообщил, что создавать индустрию видеоигр в стране придется с нуля.

«Если смотреть, с точки зрения игровой индустрии, запрос государства, если государство в свою очередь подкрепляет, выполнить индустрия может. Проблема в текущем состоянии игровой индустрии. Игровая индустрия, в отличие от киноиндустрии, была гораздо менее локальна и встроена мировой опыт. Сейчас той российской индустрии, которая была до 2022 года, не имеем. Эту индустрию надо сейчас построить с нуля», — сообщил он.

Генеральный директор компании «Априори» Александр Михеев согласился, что создание игры — это сложный цикл. Для успешного создания индустрии видеоигр нужны сильные специалисты.

«Это очень сложный цикл, потому что от момента возникновения идеи «я хочу сделать игру» до факта ее релиза на площадке — это очень долгий, сложный путь. Потому что игра — это все-таки высокотехнологическое произведение, с содержанием какой-то креативной культурной части, и для этого нужны достаточно сильные, высококлассные специалисты в различных областях: начиная от программирования, заканчивая нарративным дизайном, художниками», — рассказал Михеев.

Кроме того, в рамках тематической сессии, посвященной искусственному интеллекту, прошли панельные дискуссии «Ценности — традиционные, инструменты новые: популяризация культуры в видеоиграх», «Новые технологии в культуре и искусстве: тенденции, риски, открытия», «Инновации в театре и будущее образования в сфере культуры», а также неоэтно-шоу «Звуки Евразии».