Итоги панельной дискуссии «Все дело в культуре» - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги панельной дискуссии «Все дело в культуре»

12.09.2024
12 сентября, Санкт-Петербург, Форум объединенных культур. В рамках секции «Деловая культура» на площадке X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур в здании Главного штаба Эрмитажа состоялась панельная дискуссия «Все дело в культуре», посвященная связи бизнеса и культуры в современном мире.


Участникам тематической дискуссии было предложено обсудить не только классический вопрос принципов, на которых должно строиться финансирование культурных проектов со стороны предпринимательского сообщества, но и роль культуры в формировании креативной и производительной среды для отдельных компаний, городов и страны в целом. Спикеры панельной дискуссии — представители крупного бизнеса с большим опытом поддержки культурных инициатив (фонд «Газпром культурные инициативы», УК «Металлоинвест»), представители профильных органов власти (Департамент культуры города Москвы), продюсеры, актеры, предприниматели из сферы шоу-бизнеса, а также основатели успешных культурных проектов и бизнеса, направленного на возрождение отдельных национальных традиций.
Модератором дискуссии выступил председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, который отметил невозможность строительства современной экономики без опоры на культурную базу:

«Отношения «бизнес зарабатывает и поддерживает культуру» – это само собой разумеется. Конечно, и классическая культура, и современная без возможностей бизнеса развиваться не могут. Но нам бы хотелось также осветить такой аспект, как потребность бизнеса в культурном воплощении. <…> В принципе без восприятия всего традиционного и опоры на современное невозможно построить современную экономику, и экономика требует культурного воплощения и этой культурной пищи».
Участники дискуссии сошлись во мнении, что тип российского предпринимателя существенно эволюционировал со времен начала 1990-х годов и сегодня бизнес зачастую ставит себе задачи не просто финансирования отдельных культурных проектов на меценатской основе, а самостоятельно выступает с культурными инициативами и интегрирует их в свои собственные модели развития.
«Мы говорили, что предприниматель сначала покупает дорогие часы, ботинки, машину и так далее. В какой-то момент он задумывается, для чего это все, и начинает думать об обществе, о том, как сделать, чтобы людям вокруг него стало лучше. И это самый высокий статусный символ. <…> Я думаю, что у нас сейчас новая эра, когда предприниматели живут для других. Не полностью, но определенную долю своего времени и прибыли откладывают на то, чтобы всем было хорошо», – отметил российско-сербский продюсер и актер Милош Бикович.

«Более важно, что сегодняшний крупный бизнес больше инвестирует в инфраструктурные проекты, не как меценатство и спонсорство, а именно в бизнес, в деловую, жилую недвижимость с точки зрения создания инфраструктуры для сферы культуры, искусства, новых медиа. Это всегда сложные проекты, первые инициативы, которые пошли к нам, дают возможность создания проектов за счет крупных холдингов и корпораций, которые могут инвестировать в большие кластеры для сферы культуры», – подчеркнул министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин.
Эту позицию подтвердили представители крупного российского бизнеса, которые подчеркнули невозможность для ответственных компаний уклониться от вложений в развитие культуры в городах.

«Для крупных промышленных предприятий это одно из направлений стратегического развития. Мы понимаем, что возможность реализации инвестиционных проектов, расширения и развития производств напрямую зависят от того, хотят ли наши люди оставаться в наших городах. <…> Формирование качественной городской среды, культурной среды создает ту творческую атмосферу, которая позволяет сотрудникам испытывать то чувство гордости, которое необходимо каждому из нас», – сказала заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям УК «Металлоинвест» Юлия Мазанова.
В качестве примера она привела проект «Искусство созидания» в Старом Осколе, в рамках которого молодые художники со всей страны оформили улицы и набережные города, также большие муралы были созданы в Губкине и Железногорске. Руководитель Фонда «Газпром культурные инициативы» Елена Давыдова рассказала о проектах компании в Санкт-Петербурге, связанных с восстановлением и сохранением исторического наследия: это и реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме, и ремонт Зубовского флигеля в Екатерининском дворце Царского Села, и благоустройство исторических улиц в центре Петербурга, и создание самого большого ледового катка, и развитие городских креативных сообществ.

Подытоживая панельную дискуссию, Игорь Шувалов отметил, что «понимание того, что бизнес — это одна из основ продвижения культуры» должно является одной из основ для дальнейшего развития общества.