Итоги панельной дискуссии «Современный герой в кино и медиа. Роль и значимость для развития общества» - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги панельной дискуссии «Современный герой в кино и медиа. Роль и значимость для развития общества»

14.09.2024
На площадке X Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур прошла панельная дискуссия «Современный герой в кино и медиа. Роль и значимость для развития общества». Модератором выступила журналист, автор и ведущая программы «Итоги недели» телеканала НТВ Ирада Зейналова. Участники дискуссии обсудили процессы формирования современного героя российского кинематографа, который сквозь время продолжит им оставаться, а не исчезнет, как временное явление.


Участие в дискуссии приняли генеральный директор компании «Газпром-Медиа Холдинг» Александр Жаров, статс-секретарь — заместитель Министра обороны РФ Анна Цивилёва, председатель Союза театральных деятелей, художественный руководитель театра и школы Олега Табакова, директор театра «Современник» Владимир Машков, генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер, сценарист Карен Шахназаров, актер театра и кино, продюсер Милош Бикович и заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

Эксперты дискуссии разошлись во мнениях о том, можно ли узнать, какого киногероя предпочитает видеть зритель на экране.

Александр Жаров рассказал о результатах исследования, который провел «Газпром-Медиа Холдинг». Объектом анализа стали изменения архетипов киногероев и зрительских предпочтений:

«На фоне тектонических изменений, которые происходят в мире, на фоне прекрасных перемен, которые происходят в нашей стране, российский киногерой расправляет плечи и становится более самостоятельным, более близким к народу. Мы выявили 43 архетипа героев».

Участники сессии отметили, что жители России в последнее десятилетие отдают предпочтение отечественному протагонисту. «Изменение ментальной карточки, изменение ментального образа героев происходит потому, что меняется общество. В 90-е русское кино не любили, и слово "патриотизм" обладало негативной коннотацией. Сегодня ситуация кардинально изменилась, и русскому зрителю русское кино стало ближе», — отметил Милош Бикович.

По словам Карена Шахназарова, воспитательная функция кинематографа была отринута мастерами времен перестройки. Но это было большой ошибкой. Тем не менее, кинорежиссер отметил, что создать «героя на века» только при помощи анализа невозможно.

«Ни один опрос, ни одна конференция не расскажет вам, как создать героя. Потому что это не поддается анализу. Может быть популярный артист, популярный фильм, но это не значит, что он станет героем поколений. Должна быть сформулирована идея, и для нашей страны она должна быть большая. И она уже зреет», — подчеркнул Шахназаров.

Участники дискуссии пришли к выводу о том, что идеального героя кинематографа невозможно создать намеренно, опираясь только на результаты исследований предпочтений аудитории и популярности определенных героев в настоящем.

«Деятельность артиста и режиссера в кино вторична. Вначале должен быть написан сценарий. Вся сверхзадача человека рождается в зрительном зале, поэтому так трудно уловить героя: зрительный зал все время меняется, исходя из предлагаемых обстоятельств жизни. Но когда сценарная драматургия высочайшего качества, под нее появляется герой. Сейчас время документалистов и поэтов, а герой формируется. Он вот-вот появится, но только если мы будем искренни», — рассказал Владимир Машков.