Итоги панельной дискуссии «Классическая музыкальная культура как фундамент развития общества. Роль государства в формировании культурной политики» - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги панельной дискуссии «Классическая музыкальная культура как фундамент развития общества. Роль государства в формировании культурной политики»

13.09.2024
На площадке Форума в рамках секции «Музыкальная культура» состоялась панельная дискуссия «Классическая музыкальная культура как фундамент развития общества. Роль государства в формировании культурной политики». Ее участники обсудили необходимость диалога между искусством и государством, без которого невозможно представить развитие музыкальной сферы.

В дискуссии приняли участие представители России, Омана и Китая. Модератором выступила генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова. Она отметила исторически значимую роль государства в формировании культурной повестки России, особенно в области академической музыки, где государственные концертные площадки и образовательные учреждения выступают организующими институтами. Как подчеркнула Хомова, в России — «певучей и певчей державе» — музыкальную культуру по справедливости можно считать фундаментом национальной культуры в целом, потому совершено неслучаен мировой авторитет русской музыки, завоеванный многими поколениями выдающихся исполнителей, композиторов, музыкальных педагогов. Модератор призвала участников сессии поделиться опытом успешных практик государственного управления в сфере музыкальной культуры в различных странах, с тем чтобы значение последней в их развитии сохранялось и укреплялось.

Приветственное видеообращение участникам встречи направил народный артист России, пианист Денис Мацуев. «Мы собираемся все вместе, мы говорим о нашей культуре, о нашем менеджменте, о влиянии классической музыки. Это великая терапия, которая нужна в любой точке мира. Сейчас в России — как воздух нужна. Я могу сказать, что есть огромная потребность у публики в событиях такого масштаба именно в контексте настоящего искусства, настоящей музыки», — подчеркнул музыкант.
Замещающий должность председателя Комитета Государственной Думы по культуре Александр Шолохов сравнил культуру, в том числе музыкальную, с вакциной, отметив ее значимость в формировании у каждого иммунитета от деструктивных чужеродных влияний. «Только человек, воспитанный на лучших образцах культуры: музыки, литературы, театра, кинематографа, — имеет возможность сравнивать. У него есть иммунитет», — подчеркнул Шолохов. Спикер выразил уверенность, что формирование подобной «сопротивляемости» на уровне общества — одно из условий достижения культурного суверенитета страны и один из его показателей. Обеспечить же культурный суверенитет, по мнению Шолохова, возможно лишь совместными усилиями общества и государства, в том числе законодательной власти.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер в своем выступлении отметил, что регион в последние годы благодаря мощной господдержке переживает настоящий ренессанс музыкальной культуры. «В этом году мы отметили первый юбилей нашего государственного симфонического оркестра, отпраздновали юбилей возрожденной пять лет назад детской филармонии. Только в последней у нас занимаются более 400 детей в восьми коллективах. В регионе сформировалось профессиональное сообщество филармонистов, которое постоянно подпитывают три профильных вуза и четыре колледжа искусств. Мы глубоко благодарны нашим творческим партнерам, фронтменам фестивалей с прочными челябинскими корнями: Денису Мацуеву, Юрию Башмету, Игорю Бутману — и многим другим российским звездам, которые не только украшают собой концерты и фестивали, но и помогают нашим юным талантам», — рассказал Текслер.

О проявлении аналогичных тенденций в своем регионе рассказала и министр культуры Ростовской области Анна Дмитриева. Она отметила, что на Дону находят свои механизмы поддержки кадров в сфере музыкальной культуры (например, впервые в России здесь ввели специальную доплату работникам коллективов, имеющих статус академических), планомерно ремонтируются помещения базовых концертных площадок, обновляется и пополняется материальная база в виде музыкальных инструментов и звукового оборудования, финансируется проведение региональных фестивалей и гастрольная деятельность местных концертных коллективов. Так, традиционным мероприятием становятся «Дни культуры Ростовской области» в других регионах России и зарубежных странах: в 2022 году такая гастрольная программа впервые прошла в Санкт-Петербурге, в 2023-м — в Белоруссии, в 2025 году планируется масштабный выезд в Китай.

Генеральный директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко, со своей стороны, обратил внимание на проблемы концертной отрасли, в частности падение популярности филармоний как мест культурного досуга. Спикер отметил, что число уникальных посетителей концертных залов на протяжении многих лет уменьшается. «Нужно стремиться разными способами, не упрощая, а скорее поясняя, побуждая людей самых разнородных — живущих в небольших городах, в центральных городах, — чтобы у них была потребность в соприкосновении с академическим искусством, чтобы человек жить не мог без этого и каждый месяц приходил в зал, потому что он хочет пережить эти эмоции. И нужно, чтобы этих людей становилось больше», — сказал Гринченко.

Директор центра инноваций Университета Джеджанг (КНР) Кристофер Чен на примере города Шеньчженя рассказал о том, как государству в Китае удается продвигать музыкальное образование в массы. В числе прочего, например, китайское правительство пошло на нестандартный шаг — законодательный запрет внешкольных занятий по общеобразовательным предметам. По словам Чена, частные компании на рынке дополнительного образования начали нести в связи с этим серьезные убытки и были вынуждены переориентироваться на обучение детей музыке и другим искусствам, в то же время и у самих детей после запрета сверхурочных занятий по условным физике и математике появилось свободное время для творчества. Параллельно в Шеньчжене при государственной поддержке были построены и продолжают строиться дополнительные крупные концертные площадки, в том числе уличные, где могут выступать профессиональные, полупрофессиональные и любительские музыкальные коллективы. При этом основным каналом привлечения людей на такие площадки в качестве участников и зрителей, по мнению Чена, должно выступать образование — именно оно способно привить вкус к высокой культуре. «Образование — это основа классической музыки. В Китае мы стремимся, например, всячески стимулировать развитие хорового пения в школах, чтобы в каждой школе был хор», — заметил Чен. Он пояснил, что подобные хоры в Китае участвуют в крупных хоровых фестивалях, которые собирают большие аудитории заинтересованных слушателей.

Генеральный директор и художественный руководитель Королевского оперного театра Маската (Оман) Умберто Фанни в своем выступлении отметил универсальность музыкального языка, его доступность и понятность представителям самых разных народов и стран, а следовательно, объединяющий потенциал. Отдельно спикер подчеркнул важность музыки для развития отдельной личности и социума. Он указал на общеизвестный факт: музыкальное творчество развивает мышление, способствует формированию лидерских качеств, воспитывает чувства. «Но музыка не только выражение эмоций — она дисциплинирует ум, побуждает постоянно улучшать свои навыки: технические, артистические. Здесь всегда нужно уметь найти баланс между креативностью и структурой. Все это необходимо и для развития общества — сотрудничество, дисциплина, инновации», — отметил Фанни.

На комплекс проблем в музыкальной сфере указал ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский. Отечественные музыкальные учебные заведения, по его словам, в настоящее время переживают системный кризис: это и старение педагогических кадров, в частности уход специалистов по отдельным инструментам (например, во многом из-за отсутствия квалифицированных педагогов игре на фаготе во всей России сегодня обучается чуть более 200 детей в 37 регионах), и слабая пропаганда музыкальной культуры в СМИ и средней школе, и, наконец, исчезновение гарантий престижности профессий музыканта, музыканта-педагога в виде присуждаемых государством премий, наград и почетных званий. «Один пример только приведу. Наш выпускник, Ярослав Дронов, больше известный как Шаман, недавно получил достойное звание заслуженного артиста России, и мы очень этому рады. Но мне непонятно, почему декан, который выпускал Ярослава, Валерий Гроховский — выдающийся джазовый пианист — не имеет почетного звания. Несмотря на то что Гроховского знают все, этого человека даже представлять не надо», − задался вопросом Александр Сергеевич. Спикер выразил надежду на то, что отношение в обществе к классической музыке начнет меняться, в том числе при системной работе всех ключевых акторов: органов власти, медиаструктур, профессионального сообщества, бизнеса. «Нам важно, чтобы мы не только гордились нашей дорогой культурой — но чтобы эта наша гордость имела под собой основания сегодня, чтобы наша культура развивалась и имела определенные перспективы. Очень хотелось бы, чтобы мы действительно сохранили звание страны, в которой классическая музыка — это музыка высокого уровня и высокого качества», — подытожил Рыжинский.