Итоги дискуссии «Общая сцена: сотрудничество театров как символ объединения мировых культур» - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Итоги дискуссии «Общая сцена: сотрудничество театров как символ объединения мировых культур»

16.11.2023
16 ноября, Санкт-Петербург, Форум объединенных культур. На площадке Санкт-Петербургского международного культурного форума ‒ Форума объединенных культур прошла тематическая сессия «Театр», куратором которой выступила министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова. Участники обсуждали сотрудничество театров, а также русские театральные традиции.


В панельной дискуссии «Общая сцена: сотрудничества театров как символ объединения мировых культур» приняли участие Министр культуры РФ Ольга Любимова, художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Миронов, актер, режиссер (КНР) Итэн Дин, режиссер, художественный руководитель театра Joburg theatre (ЮАР) Джеймс Нгкобо, художественный руководитель балета Михайловского театра Начо Дуато, писатель, актер театра, активист из Италии Овадия Мони, министр культуры Республики Таджикистан Зульфия Довлатзода, а также гости из Японии и Сербии.

Спикеры обсудили вопросы мирового сотрудничества для сохранения культурных ценностей.

«За последние 30 лет наша культура очень мощно обогащалась. В сотрудничестве с мировыми режиссерами, хореографами, музыкантами, композиторами. Это был очень мощный импульс, который привел к организации таких двигателей этого процесса в нашей стране, как например, Международный Чеховский фестиваль, который объединил лучшие, великие таланты со всего мира. Он продолжает работать и уже стал лейблом для всего мира, туда стремятся приехать многие режиссеры со всего мира. Затем эту эстафету подхватили такие институции как «Балтийский дом», фестиваль Александринского театра и многие другие проекты. В тоже время все наши взгляды были устремлены, безусловно, на запад, на наших коллег, с которыми нам было как-то гармоничнее общаться в силу каких-то исторических связей, и мы смотрели на восток только с точки зрения сохранения каких-то важных традиционных, культурных ценностей, как кабуки в Японии, мы стоя аплодировали коллективам китайской оперы или кукольному спектаклю из Таиланда, или потрясающему контемпу из ЮАР, сейчас в этих странах занимаются современным искусством, там очень интересные режиссеры. Жаль, что мы только сейчас знакомимся ближе и начинаем налаживать связи», ‒ сказал художественный руководитель Государственного театра Наций Евгений Миронов.

Он также отметил, что в этом году в театре Наций уже было несколько китайский, японских и сербских постановок, ведутся переговоры с Индией и ЮАР. Есть договоренность об открытии театральной школы актерского мастерства в Ханчжоу.

«Я с детства подвергся влиянию русской и советской литературы, искусства, драмы, и это появляется в очень многих областях. Влияние российского реализма, модернизма, устремленного в будущее и спасающего мир. В китайской академии искусства, где я работаю, мы очень тесно сотрудничаем с российскими партнерами, проводим большие выставки, недавно переревели и издали книгу "Российский авангард". Мы, с одной стороны, стареемся делать что-то новое в области искусства, другой наш план направлен на всемирное театральное наследие. Например, поставили "Короля Лира" Шекспира, балет по Стравинскому. Рад, что у меня есть возможность сотрудничать с театром Наций, и в следующем году продолжим наше сотрудничество», ‒ отметил Моу Сень, режиссер Китайской академии искусств, руководитель отделения медиа сценографии Института междисциплинарных искусств.

Он также добавил, что много российских спектаклей в последнее время ставится на китайской сцене, среди них «Онегин», «Тихий Дон» и запрос на подобные постановки огромен. Надежду на дальнейшее сотрудничестве с Россией выразил и исполнительный продюсер Белградского драматического театра Срджан Обренович. По его мнению, культура являются неким мостом, который объединяет страны по всему миру.

Художественный руководитель балета Михайловского театра Начо Дуато добавил, что смешение различные культур подобно генетическому коду. Обмениваясь опытом, каждая из стран может достигнуть большего. Кроме того, искусство не должно быть для избранных, оно должно быть доступно каждому, ведь это универсальный язык. Важно друг друга слышать и учиться друг у друга.

Представитель из ЮАР — режиссер, художественный руководитель театра Joburg theatre Джеймс Нгкобо отметил, что для развития театральной жизни также очень важно привлекать молодых актеров и режиссеров, чтобы они играли в классических постановках вместе с опытными актерами, так молодежь будет перенимать опыт и станет неким культурным продолжением.

«Молодежи нужен наставник, но он должен быть скромным и должен в тоже время сам учиться у них», ‒ сказал Нгкобо.

Министр культуры Таджикистана Зулфия Давлатзода поделилась мнением, что с подготовкой нового поколения актеров и режиссеров стране поможет именно Россия, поскольку здесь есть педагоги, которые уже воспитали многих современных таджикских деятелей культуры.

«Выражаем надежду, что добрые традиции взаимосвязи театральных коллективов и деятелей искусств двух стран и в дальнейшем будут иметь свое плодотворное продолжение, и наши коллеги, я надеюсь, из Российской Федерации, будут продолжать вносить лепту в обучение и воспитание нового поколения актеров и режиссеров Таджикистана», — сказала она и подчеркнула, что республика готова к взаимовыгодному сотрудничеству с представителями российской культуры по другим направлениям.

Подводя итог дискуссии, министр культуры РФ Ольга Любимова отметила, что подобные встречи дают огромный стимул для дальнейшего развития:

«Это начало большого общего творческого пути и продолжение. Это будущие постановки, это будущие гастроли, будущее совместное образование, будущие премьеры, которым мы будем аплодировать из зрительного зала вместе с теми, ради кого мы здесь сегодня собрались, ради наших зрителей».

Также в рамках тематической сессии «Театр» прошла панельная дискуссия «Русская театральная школа: соединяя поколения, объединяя страны» и встреча «Бесогон и культура».