Исторический выбор Александра Невского и его значение были в центре внимания на Форуме объединенных культур - Новости - Санкт-Петербургский международный культурный форум

Исторический выбор Александра Невского и его значение были в центре внимания на Форуме объединенных культур

11.09.2025
На площадке Форума в рамках секции «Традиционные ценности как основа диалога культур» состоялась панельная дискуссия «Исторический выбор Александра Невского и его значение». Участники обсудили его роль в культурно-религиозной самобытности России и причины обращения народа к этой фигуре в переломные для страны моменты.


Спикеры рассказали, как объяснить молодежи культурно-исторический феномен фигуры Александра Невского и почему важно опираться на традиционные ценности в современном меняющемся мире. В лекции приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский, председатель правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев, генеральный директор Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина Юрий Носов, профессор кафедры истории Философского факультета Белградского университета Милош Кович, директор Института исторических наук Университета Восточного Сараево Драга Мастилович, член жюри Международной премии мира имени Л.Н. Толстого Лю Вэньфэй, директор Санкт-Петербургского института истории РАН Алексей Сиренов, директор Государственного мемориального музея А.В. Суворов Владимир Кириллов и директор Центра гуманитарных исследований Министерства культуры Республики Башкортостан Марат Марданов. Модератором дискуссии выступил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО и университета «Сириус» Владимир Легойда, который предложил участникам ответить на вопросы о том, почему образ Александра Невского становится наиболее актуальным в переломные для страны моменты и насколько важно установление личной связи между современным человеком и фигурами такого масштаба.

«Он смог добиться выдающихся результатов за свою непродолжительную жизнь: спас Россию, обеспечил условия для дальнейшего её развития. Сам Александр Невский  живой человек, который прожил свою жизнь в 13 веке, — и Александр Невский — святой, который вошел как образ в нашу историческую память, — это, на мой взгляд, немного разный Александр Невский. Мы имеем дело с многовековой историей почитания и прославления Александра Невского. Во все сложные моменты, коих полно в истории России, обращались к образу Александра Невского, в том числе и здесь, когда Петр I строил Северную столицу, он выбрал Александра Невского как его святого покровителя», — подчеркнул Константин Могилевский.

Участники дискуссии обсудили, как образ Александра Невского стал символом непрерывной преемственности в истории страны и в каких обликах его образ проходит на протяжении веков через многовековую историю.

«Хороший пример — это наличие во все эпохи развития нашей страны орденов имени Александра Невского. Первый орден появился в Российской империи еще в 1725 году, его ввела Екатерина, и он просуществовал очень долго. Начался новый этап истории нашей страны, и в Советском Союзе как раз таки в критический момент нашей истории тоже появился орден Александра Невского. Мы видим здесь преемственность в конкретной фигуре на разных этапах нашего развития. В современной России тоже есть орден Александра Невского, и нет второй такой фигуры, которая заслужила бы столько же внимания, как князь. Поэтому, конечно, мы воспринимаем его как человека, который предопределил развитие нашей страны на столетия вперед и сделал свой выбор, увидев угрозу, которая со стороны Запада угрожала Руси. Историческая память о нем не прошла сквозь века», — отметил, в свою очередь, Руслан Гагкуев.

Лю Вэньфэй, член жюри Международной премии мира имени Л.Н.Толстого, заявил, что фигура Александра Невского очень известна в Китае, особенно после того, как в 1950 году был показан фильм Эйзенштейна «Александр Невский». По его мнению, образ князя представляет восточную силу в конфликте между Россией и Западом. Также он привел в пример героя Китая, которого сравнил с Александром Невским, — полководца Юэ Фэя:

«У них много общего. Во-первых, оба они были непобедимы полководцами, защищавшими свою страну от захватчиков. Юэ Фэй с 20 лет участвовал в борьбе против сильных захватчиков, за всю жизнь принимал участие более чем в 100 сражениях. Даже его враги вынуждены были признать, что сокрушить его армию трудно. Во-вторых, они не только военачальники, но и национальные герои, почитаемые и уважаемые потомками. Многие русские писатели создавали романы об Александре Невском. В сложные времена Александр Невский и Юэ Фэй вспоминались все чаще, становясь символом независимости, они были богами войны и национальной идентичности».

Иностранные гости во время дискуссии часто упоминали, что в истории их народов есть фигура, которая имеет сходство с Александром Невским. Исключением не стал и Милош Кович, который сравнил полководца с сербским князем Лазарем Хребляновичем, говоря об их схожести на более глубоком уровне:

«Святой Александр Невский очень почитается среди сербов, и, вы знаете, это очень известный у нас в Белграде святой. «...» Для сербов святой Александр Невский очень похож на святого князя Лазаря, который пал под Косово в 14 веке. Но, как уже известно, Александр Невский победил на Чудском озере и на Неве, а под Косово было поражение. На историческом уровне Лазарь потерпел поражение, но на глубоком или высоком уровне это была психологическая победа, потому что нам Лазарь дал особую традиционную ценность — «Косовский завет». Это то же самое, когда в России говорят словами Александра Невского: «Не в силе бог, а в правде». Что это значит для сербов? Каждый человек должен стремиться к царству небесному, а не к царству земному, к свободе, а не рабству, к правде, а не лжи».