Взрослые библиотеки превратились в многофункциональные центры, где чтение книг сочетается с лекциями, клубами по интересам и другими тематическими проектами. А что детские библиотеки? Зачем они? Читают ли дети сегодня? И что именно они читают? Эти вопросы регулярно обсуждаются в Открытом лектории «Культура 2.0». Мы попросили одного из наших экспертов — Анну Васенину, заведующую Центральной детской библиотекой Петроградского района, — порассуждать на эти темы вместе с редакцией «Санкт-Петербургских ведомостей».
— Анна, ваша библиотека напоминает дом детского творчества, место явно не тихое…
— Да, к нам иногда приходят устраиваться по вакансии: «Хочу у вас работать, буду сидеть в тишине, книжки читать…», Мы говорим: «Не получится!».
У нас тихо не бывает. В течение дня приходят группы детей из детсадов, школ. Вечером занятия для читателей, мастер-классы, встречи с писателями, иллюстраторами, детскими коллективами. Мы и детские праздники проводим — недавно был «пиратский» день рождения: можете себе представить, что тут было.
Правда, все‑таки любое событие у нас выстраивается вокруг книги и чтения.
Сейчас в городе идет реновация детских библиотек, каждая продумывает свою концепцию. Например, в Красносельском районе есть библиотека «Остров сокровищ», в Кронштадте — Морская детская библиотека.
Мы раньше работали на Большом пр., 65, а в 2020 году получили дополнительные помещения на ул. Ленина, 20. Это довольно редкий случай. В новые помещения мы перевели абонемент для детей до 12 лет. К нам же даже с годовалыми приходят!
Так вот задача была — разработать концепцию для Центральной районной детской библиотеки, такое «видение самих себя». Мы сразу сформулировали, что у нас приоритет — книга и ребенок, а библиотека — связующее звено. Появилась идея «Библиотеки книжных героев». И речь вовсе не о героях книг…
— А о ком тогда?
— Книжные герои подразумеваются во вторую очередь. А в первую очередь герои — это сама книга, ребенок и библиотекарь.
Это не просто слова «для красоты». Книга — герой, потому что будет с тобой всю жизнь, поможет, утешит, порадует, даст знания. Ребенок — герой, потому что с правильной книжкой получает как бы дополнительную силу и способности. А библиотекарь — герой, или даже супергерой, потому что соединяет конкретного ребенка и конкретную книгу, чтобы наделить ребенка этими суперспособностями.
— В детских библиотеках всегда говорили: «Наша задача — привлечь к книге» — и так далее. Но раньше не было конкурента в виде смартфона. Вы эту конкуренцию ощущаете?
— Не могу сказать, что для нас это конкуренция. Современный ребенок «рождается с гаджетом в руках», для него это нормальная вещь. Но и книга — нормальная вещь. И то и другое должно быть, просто нужно правильно их использовать.
Книги можно читать и в телефонах, и в планшетах. Многие любят аудиокниги. Кстати, в самой библиотеке дети редко читают с экрана, предпочитают бумажные книги. Но вот у нас есть интерактивная книга — такой большой экран, куда мы загружаем издания еще советского времени, классику. И мы наблюдаем ситуацию «от противного»: дети сначала знакомятся с книгой в электронном виде, а потом хотят подержать в руках ее же, но бумажную. Просто в восторг приходят, когда видят это редкое издание.
— Есть ли сейчас сумасшедшая мода на какую‑то книгу?
— Есть суперпопулярные книги, неочевидные для взрослых, у которых нет маленьких детей.
На некоторые серии в библиотеке выстраивается очередь. Часто в списках для дополнительного чтения вижу книги недавно ушедшего от нас Михаила Яснова, вижу Викторию Ледерман.
— Кстати, многие родители увлекаются чтением подростковых книг. Бывает, ребенок еще мал, а маме прямо не терпится: когда же он подрастет, чтобы прочитать книжку, которая ее саму восхитила.
— Дети удивляют своими предпочтениями или, наоборот, отторжением?
— Да, это нередкий случай. Сейчас, например, очень много книг-картинок с очень красивыми иллюстрациями. Родители — в восторге, а ребенка они могут пугать, потому что рассчитаны на более старший возраст.
Бывает, ребенку не нравятся определенные истории. К примеру, девочкам до какого‑то возраста неинтересны истории про мальчиков.
Некоторые дети категорически отказываются читать книги, где звери очеловечены: «Кошка не разговаривает!».
Но мне кажется, что вышеперечисленное было всегда. В моем детстве тоже одни читали только книги с картинками, а другие готовы были читать хоть скучные газетные публикации, нравился сам процесс чтения букв.
Единственное, сейчас выбор книг очень широк. Я жалею, что в моем детстве, в подростковом возрасте такого не было. Очень продвинулась мировая подростковая литература. Много современных авторов, или тех, которые за рубежом уже классики, но только сейчас дошли до нас в переводе. Каждый подросток может найти «ту самую» книгу, свой путь в чтении.
— Как вы комплектуете фонд? Бюджет ограничен, надо выбирать: закупить больше экземпляров бестселлера или купить понемногу разной литературы.
— Мы ориентируемся на мнение экспертов, отзывы. Смотрим не только на автора, но и на издательства. Иногда берем один экземпляр, чтобы понять, будет ли спрос.
Тут, конечно, важно не ошибиться. Стараемся не руководствоваться вкусовщиной: «не люблю фэнтези — не буду заказывать». Скорее, ориентируемся на многообразие.
— Зачем сейчас приходить в детскую библиотеку? Можно купить в магазине, можно скачать.
— Есть очевидный экономический фактор: книги — дорогое приобретение. Но много и других обстоятельств.
Есть отличные независимые маленькие магазинчики, в которых очень тщательно подобрана детская литература. А есть огромные магазины, в которых доля не очень качественной литературы составляет процентов тридцать. И эти книги стоят на самых видных полках, лезут на глаза покупателю.
Все‑таки задача продавца в магазине — продать. У библиотекаря точно нет такой задачи. Наша задача — посоветовать. Библиотекарь — это помощник. К сожалению, не каждый библиотекарь — книжный эксперт, но мы стремимся к тому, чтобы это было так.
И еще одно обстоятельство: репертуар библиотеки шире уже потому, что у нас не только новинки, но и «старинки», которых в магазине нет. Например, к нам приходят за книжками, которые издавались в советское время. Иногда они возвращаются если не в школьную программу, то в программу для дополнительного чтения. Бывает, вдруг многие начинают спрашивать определенное произведение — и оказывается, что оно не переиздавалось десятки лет.
Вообще покупка детских книг — задача, пожалуй, посложнее, чем приобретение книги просто в домашнюю библиотеку. Ребенок растет, многие книги, даже хорошие — на один раз. И это нормально. Вот тут библиотека дает возможность своеобразной проверки. Иногда мама приходит с ребенком сдавать прочитанную книгу, а ребенок ни в какую не хочет с ней расставаться — и мама успокаивает: «Ладно, сейчас пойдем и купим».
— Маленького ребенка в библиотеку приводят родители. Подросток уже ходит в кружки, секции…
— Да, по мере взросления, конечно, появляется много других интересов, дети уже реже посещают библиотеку. Но многие не перестают приходить — например, в наши литературные клубы.
Важно, что книги при переходе в подростковый возраст, а потом в юношеский читателю советуют те же люди, которые когда‑то подбирали для него первые детские книги. У этих людей большой кредит доверия, они не вызывают отторжения — «Что ко мне лезут с какими‑то советами?!».
Мы разработали специальные брошюры-указатели с подборкой книг на определенную тему. Например, есть проект «Я не верю в монстров». Он о проблеме травли в детских и подростковых коллективах. Казалось бы, библиографический указатель с аннотациями — форма старая, занудная. Но она очень хорошо себя показала. Подросток часто закрыт, ему не хочется общаться со взрослыми. А в брошюрке подобраны книги, которые он может заказать. В целом они для того, чтобы он понял: не с ним одним такое происходит, он не одинок.
— Ваша библиотека в центре города, на посещаемость вы не жалуетесь. А как с этим у других районных детских библиотек?
— Мне кажется, хорошо. Я замечала, что многие родители во взрослую библиотеку, может, и не пойдут — а вот ребенка в детскую поведут. Родителю важно, чтобы ребенок читал. На себя времени жалко, на ребенка — нет.
Но вообще посещаемость зависит от того, «видна» ли библиотека, «звучит» ли. Если нет — человеку и в голову не придет, что библиотека может стать местом для семейного досуга.
Мы, например, участвуем в городских событиях, фестивалях. В «Ночь музеев» на наши квесты пришли взрослые! А летом забавный случай был: стояла ужасная жара, папа привел ребенка в библиотеку, огляделся — говорит: «У вас так прохладно, можно я с ноутбуком приду, у вас поработаю?». И работал.
Замечали, наверное, как семьи с детьми проводят выходные, блуждая в торгово-развлекательных центрах? Вот обновленные библиотеки негласно стараются стать альтернативой. Мы и по выходным работаем. Некоторые библиотеки открыты с девяти утра до девяти вечера. Потому что как можно конкурировать с коммерческими центрами, если работаешь по графику, который удобен тебе, а не посетителю?
Меня совершенно не смущает понятие «сфера услуг». Оно не исключает душевности. Оно для меня просто означает, что мы работаем для посетителей, а не для самих себя.
— Несколько лет назад на библиотечном форуме говорили о том, что из‑за низкой зарплаты трудно привлечь в библиотеку хорошие кадры…
— В Петербурге все‑таки ситуация улучшается, зарплата растет и приближается к средней по региону. У нас работают очень разные люди: с библиотечным образованием, филологическим, педагогическим, искусствоведческим, техническим. Есть дефектолог, очень был полезен в нашем летнем книжном лагере, инклюзивном: самые разные дети приходили пять дней в неделю на четыре часа.
И работа у нас не скучная, не офисная. Это я говорю уже о нематериальной мотивации:
— Как вы пришли в профессию?
— Я поступила на библиотечный факультет в петербургский Университет культуры. Моя одноклассница, узнав об этом, недоумевала: «Аня, ты же не любишь библиотеки!».
У меня и правда отношения с ними не складывались. Помню, очень просила дедушку отвести меня в детскую библиотеку. Пришли, библиотекари посмотрели так свысока: «Что тебе надо, девочка?» — «Я хочу что‑нибудь почитать». Они с усталым вздохом: «Ну иди ищи…». Подошла к полкам — стоят в ряд какие‑то серые книги, ничего не понятно, неуютно…
Вот это равнодушие библиотекаря мне запомнилось. Это отношение, когда библиотекарь «на страже книги», и чем меньше ее читают, тем целее она будет, для меня неприемлемо.
У меня в вузе была общая кафедра, не «детская». Но на последнем курсе я узнала о вакансии в этой библиотеке и пришла сюда. И сейчас уверена, что в детской библиотеке гораздо интереснее, чем во взрослой.
Меня спрашивают: да как можно работать там, где постоянно шум, гам? А я не понимаю, как можно без этого? Иногда в кабинет дверь специально открываю, чтобы этот шум до меня долетал.